Читайте в блогах

Орел, которого выносят раз в год, и другие наполеоновские раритеты в Борисове

Суббота, 25 ноября 2023 13:58

Наполеон на борисовской земле оставил кровавый след. В сражениях с русской армией при переправе через Березину император потерял около 50 тысяч европейцев – пленных, раненых, убитых, утонувших и замерзших. Но вместе с тем подкинул работу любителям истории.

Ежегодно в ноябре, накануне годовщины битвы на Березине, в Борисов приезжает много туристов. Они посещают Брилевское поле, где переправлялся Наполеон и установлены памятники русским и европейским воинам. В доковидные времена здесь проходил международный фестиваль военно-исторической реконструкции "Березина-1812". Последние несколько лет масштабы мероприятия уменьшились, оно переехало на "Чичаговские батареи", где собираются русские и белорусские униформисты.

Есть в Борисове еще одно знаковое место, хранящее тайны того времени – краеведческий музей. Он располагается рядом с "Батареями". Здесь можно увидеть головные уборы, мундиры, холодное и огнестрельное оружие эпохи наполеоновской войны. Корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева побывала в музее и узнала судьбу самых интересных экспонатов.

Зачем конский волос в каске кирасира
Экспозиция по истории Отечественной войны 1812 года занимает два небольших зала и начинается с кабинета борисовского мецената XIX века Ивана Колодеева. Роль этого человека сложно переоценить, ведь он собрал уникальную коллекцию раритетов по эпохе Наполеоновской войны – более 11 тысяч томов книг и 7 тысяч предметов. Еще при жизни Колодеев передал коллекцию в Россию. В 1926 году указом БССР 8 тысяч томов книг вернули в Национальную библиотеку в Минске.

В витринах музея выставлены оригинальные образцы обмундирования и оружия тех лет. Как российского, так и французского. В их числе – офицерский мундир Лейб-гвардии Павловского полка, солдатский мундир первого уланского полка, кираса и каска кирасира (защитное вооружение французского солдата -Sputnik). Наполеон называл своих кирасиров "железными людьми" и, так как они были ударной частью кавалерии, постоянно увеличивал количество кирасирских полков.

Каска французского кирасира имела плюмаж из конского волоса в виде "хвоста", спускавшегося на шею.
"Конский волос использовался не для красоты, а для защиты. Если сабля рубила по голове, то она попадала на волос, начинала скользить и удар ослабевал. А еще он прикрывал позвоночник, ведь если его повредить, то человек мог умереть", – рассказала директор Борисовского краеведческого музея Лилия Вязович.

Среди прочих головных уборов есть здесь и шляпа французского императора. Правда, не настоящая, а копия. Один из оригиналов шляпы Наполеона недавно продан на аукционе во Франции за 1,9 миллиона евро.

В числе образцов оружия находятся в музее пистолеты, сабля и кремневое гладкоствольное ружье, произведенное в Версале.

Бронзового орла выловили в реке
В музее хранится настоящий раритет – бронзовый орел, выполнявший роль навершия на древке французского знамени. Уникальность его в том, что по указу императора он был отлит в 1804 году, но ни один такой орел не вернулся обратно во Францию.

Экспонат нашли в реке деревни Лошница в 1963 году. Кстати, на территории позже был найден еще один раритет- эмблема императорского коронованного орла на патронную сумку (лядунку) офицера королевства Италия.

Специалисты не смогли установить, какому из полков армии Наполеона принадлежал бронзовый орел. Увидеть его в музее можно только два дня в году – в ноябре, когда в Борисове проходят памятные мероприятия по случаю годовщины битвы на Березине. Все остальное время посетители знакомятся с его гипсовой копией, рядом с которой находится полотнище.

"Его нам изготовил Борисовский комбинат декоративно-прикладного искусства им. А.М. Кищенко, соблюдая точные размеры для пехотных полков, триколор. Все эти вышитые мушки — это пчелы. Наполеон говорил: "Вечное трудолюбие". Мы говорим: "Трудимся как пчелка", – рассказала Лилия Вязович.

Барабаны и полотно на полстены
Еще один экспонат, привлекающий внимание посетителей – манекен барабанщика гренадерского швейцарского полка. Одиннадцать лет назад музею его подарили униформисты из Швейцарии. Как говорят эксперты, в составе армии Наполеона дивизии генерала Мерля корпуса маршала Удино было четыре швейцарских полка. К Березине подошло 1300 человек, а с Березины ушло живыми не более 300 человек.

"Поэтому сегодня дети в школах части "немецкофонной" Швейцарии изучают песню, которая называется "Березина". Смысл ее слов таков, "что наша жизнь – скитание в ночи, и если мы преодолеем эту реку, леса, то, возможно, светлое будущее для нас все-таки наступит", – показывая на ноты в витрине, отметила Лилия Вязович.

Еще один барабан занял почетное место в коллекции. По словам работника музея, его относят к русской армии.
"Хотя, скорее всего, это трофейный барабан, потому что у русских войск он был другой расцветки и формы. Вообще до 35 барабанщиков предназначались для одного воинского подразделения и использовались для подачи сигналов. Один барабан не сделает большого шума, но все понимали, куда нужно идти. Идем вперед – один звук. Можно отдохнуть – другой", – подчеркнула Лилия Вязович.

В одном из залов на полстены раскинулось художественное полотно – уникальная панорама польских художников Войцеха Коссака и Юлиана Фалата "Переход армии Наполеона через реку Березину в 1812 году после отступления из Москвы".

Художники создавали его по заказу прусского короля Вильгельма II. Для премьерного показа они арендовали помещение в Берлине. Затем панораму экспонировали в Варшаве, Кракове, Киеве и Москве, после чего она опять вернулась в Краков.

В 1907 году Коссак и Фалат поссорились, панорама была разрезана на части, многие из которых до сих пор утеряны.

"Тогда поляки успели сделать набор почтовых открыток в количестве девяти штук, чтобы можно было как пазл выложить эту панораму. В коллекции Колодеева таких наборов панорамы было два. Но наше полотно – из Мюнхенской копии. Несмотря на то, что она сгорела в 1945 году, западный кинорежиссер Георг Маришек сфотографировал ее до войны и у него сохранилась эта пленка. Благодаря этому Маришек в 1978 году передал Борисовскому музею фоторепродукцию панорамы", – рассказала директор музея.

"Шей мундир и будем выступать"
В Борисове не мало людей, которые собирают свою коллекцию раритетов по войне Наполеона. Многие увлекаются этим, когда начинают участвовать в военно-исторической реконструкции. Их настолько засасывает эта тема, что все свободное время и деньги уходят на это хобби.

Борисовский художник Михаил Слепухо в 2005 году побывал на реконструкции на Брилевском поле. Мужчина так впечатлился боями униформистов, что после предложения своих друзей принять участие, не смог отказаться.

"Друзья мне тогда сказали: "Давай, шей мундир и будем выступать". Начал искать лекала, схемы, ткани, кожу. Да и саму швею в те годы было сложно найти. У меня ушло где-то полгода на то, чтобы пошиться. Плюс большие деньги", – вспоминает Михаил Слепухо.

Участие в реконструкции дало ему возможность увидеть мир и, как он говорит, побывать там, где ступал Наполеон. Польша, Чехия, Италия, Литва, Латвия, Россия – это неполный список стран, где Михаил участвовал в военно-исторических реконструкциях. Незаметно у него появился еще один интерес – коллекционирование раритетных вещей по эпохе французского императора.

400 пуговиц и 100-летние значки
Сегодня в коллекции борисовчанина находится около 400 пуговиц. И ни одной одинаковой! По словам Михаила, пуговицы русской пехоты гладкие и однообразные, а вот у французов они разной формы и имеют номер.

Эта коллекция началась с польской пуговицы, которую Михаил случайно нашел сам. Все остальные экспонаты – подаренные или купленные на аукционах и мини-базарах во время реконструкции. Стоимость пуговиц варьируется в пределах 10-500 евро – все зависит от того, с мундира какого именно полка.

Также Михаил Слепухо собирает памятные знаки участников реконструкции. Самый "взрослый" датируется 1903 годом, он частично выполнен в серебре и обошелся коллекционеру в 400 долларов. На знаке изображена пышная корона.

"Это официальный знак Копорского полка, позже он получил название Витебский пехотный полк. Он входил в подразделение Российской императорской армии и принимал непосредственное участие в войне 1812 года на Березине. В Борисове действует клуб военно-исторической реконструкции "Витебский пехотный полк", который был создан в ноябре 2002 года", – рассказал собеседник.

Также в коллекции Михаила есть знаки участников первой военно-исторической реконструкции, которая состоялась в Борисове в 1988 году.

"Сам поход начался в Москве и проходил по городам воинской славы. 23-24 июля 1988 года они прибыли в Борисов. По сути дела, здесь был военно-исторический праздник. Тогда на "Батареях", в том числе на городском стадионе, борисовчане впервые стали свидетелями военно-исторической реконструкции. Участники похода, а их было около 100 человек, показали на "Батареях" элемент боя. И все участники похода получили такой памятный знак", – рассказал Слепухо.

Кстати, борисовские реконструкторы, в том числе и Михаил, снялись в фильме "1812: Уланская баллада", который был выпущен к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Часть коллекции Михаила хранится в центральной районной библиотеке. Кроме памятных знаков там можно увидеть тесак, штык-нож, а также цифры, размещавшиеся на подсумках у французской армии.

sputnik.by


Оцените новость:
(0 голосов)

Оставить комментарий