Читайте в блогах

На заметку борисовчанам: Как изменятся ПДД Беларуси с 1 сентября

Пятница, 08 августа 2025 10:15

Нынешней осенью очередное юное поколение белорусов пойдет учиться выводить буквы в прописях, а некоторым из тех, кто постарше, нужно будет привыкать ездить по-новому.

Тонировка стекол, вождение велосипеда и различных современных видов малого электротранспорта… Это и многое другое скоро будет регулироваться не так, как раньше. 

Новый вариант ПДД вступает в силу с 1 сентября. Так говорится в указе №295 от 4 августа 2025 года, который меняет правила. Еще там есть отдельный пункт о средствах персональной мобильности (СПМ). Он тоже начнет действовать в первый день осени. И это довольно серьезные новшества, которых многие ждали.

Был самокат, стал мопед
Пока что под понятие СПМ подпадает довольно широкий спектр различных аппаратов с электротягой, на которых люди могут передвигаться по городу. Это и всевозможные электросамокаты, и гироскутеры, и многое другое.

Технические характеристики у этих устройств могут быть различными. С 1 сентября будут крайне важны два параметра: какой вес у аппарата и какую максимальную скорость он может развивать.
Указ четко гласит, что СПМ будет считаться только тот аппарат на электротяге, что развивает скорость до 25 км/ч. Если скорость больше, то есть два варианта. Либо человек катается на этом где-то на лесных тропах и отдаленных грунтовках, либо он регистрирует аппарат как механическое транспортное средство. Имея права соответствующей категории (А, А1 или АМ), он сможет ездить на нем по дорогам, но не по тротуарам и велодорожкам.

В том числе это решение связано с тем, что на велосипедных дорожках и тротуарах в последние годы стали появляться фактически полноценные электромопеды и электромотоциклы, которые создавали угрозы для пешеходов и велосипедистов.

К тому же в прошлом году был зафиксирован особый всплеск ДТП с участием пользователей СПМ (плюс 80%). Тогда погибли четыре человека, а в первом полугодии 2025 года было три смертельных случая.

e70ff4a0af80d136243b1c99a39f0340

Как получить регистрацию
Чтобы узаконить такой "электрохарлей" и ездить там, где для него это более естественно (по дорогам общего пользования), нужно сначала провести экспертизу аппарата. Как пояснили в ГАИ, для этого следует обратиться в одну из испытательных лабораторий страны. По данным дорожной милиции, всего их девять. Адреса можно узнать в Госстандарте.

Лаборатория оформит электронный паспорт, и можно будет проходить регистрацию механического транспортного средства по упрощенной схеме, которая действует до 1 сентября 2026 года, сообщил начальник ГУ ГАИ МВД Беларуси Виктор Ротченков.

До конца лета на всех этих агрегатах еще можно будет ездить по тротуарам и велодорожкам, но с первого дня нынешней осени, пока не пройдена регистрация, придется на время забыть о езде на них.
Немаловажно и то, что после регистрации нужно будет соблюдать все правила, которые действуют для мотоциклистов и водителей мопедов. Ездить можно только в мотошлеме.

Ограничения для СПМ
Отдельно отметим, что для СПМ с максимальной скоростью 25 км/ч и весом менее 35 кг многое остается по-старому за исключением некоторых моментов. Вот основные из них.
В населенном пункте нельзя будет двигаться быстрее 10 км/ч (исключение – велодорожки), а в пешеходной зоне вообще запретят ездить (если стоит знак 5.40 "Пешеходная зона").
На переходах нужно будет спешиваться, но об этом чуть ниже. В целом же теперь пользователи СПМ по статусу будут ближе к велосипедистам. В действующей редакции они ближе к пешеходам.

Кроме того, пользователям СПМ нельзя будет и "оставлять средства персональной мобильности в местах, где это создает препятствия для движения иных участников дорожного движения".

Нюансы моноколес

fa1011f2dad6ad1e223e28ca269b365f
Особая ситуация с моноколесами. Как уже говорилось, важным параметром будет вес любого СПМ. Если оно тяжелее 35 кг, то по тротуарам ездить уже нельзя – только по велодорожкам. Если же и максимальная скорость превышает 25 км/ч, то опять же надо делать регистрацию.

Однако тяжелое скоростное моноколесо нельзя будет зарегистрировать как механическое транспортное средство. На таком средстве должны быть сидение и рулевое управление. Если на некоторых моделях худо-бедно есть какие-то сидушки, то руля у них точно нет, есть модификации с так называемой подставкой для рук.

Это означает, что данный вид моноколес нельзя будет использовать в городах и на дорогах с усовершенствованным покрытием. К последним относятся даже гравийки, а значит кататься разрешат только на отдаленных грунтовках.

Пока не до конца понятен такой нюанс как статус пользователя подобного аппарата. ГАИ не исключает, что его признают водителем механического транспортного средства, а значит за нетрезвую езду на "грунтовом" моноколесе будет довольно серьезная ответственность. В любом случае, закон не разрешает никакое вождение в пьяном виде: будь то велосипед, автомобиль, электросамокат…

Спешивание на переходах
Одна из самых обсуждаемых новаций, которая вызвала жаркие споры в интернете еще осенью прошлого года, – это обязательное спешивание велосипедистов на пешеходных переходах.

Почти такая же норма действовала до октября 2022 года. Нужно было спешиваться на "зебрах", но разрешалось пересекать дороги по специальной разметке 1.15. Это пунктир из квадратов, и сейчас такой участок дорожной сети называют велопереездом. Иногда он дополнительно обозначается зеленым цветом и пиктограммой велосипеда.

Причем далеко не все участники дорожного движения (как пешеходы, так и водители) были знакомы с этой разметкой. Нередко ее путали с 1.14.3, то есть с пешеходным переходом. ГАИ подтвердило, что за хождение по велопереезду положен штраф, но нет точной статистики, сколько пешеходов за это привлекли.

Из недавних пояснений Виктора Ротченкова следует, что фактически многие велопереезды утратят свой статус. Разметка 1.15 не будет давать права ехать без спешивания, даже если в этом месте есть пешеходный светофор с табличкой 7.4.7. На данный момент она распространяет действие этого светофора и на велосипеды.
По словам начальника ГАИ, теперь для того, чтобы не спешиваться при пересечении проезжей части нужен и велопереезд, и особый транспортный светофор со значком велосипеда. В Минске и по стране в целом таких довольно мало.

"...Чтобы оборудовать данным светофором (транспортным для велосипеда – Sputnik) перекресток, нам надо организовать движение, чтобы движение автомобилей и велосипедистов на данном участке велось без конфликта", – пояснил недавно руководитель ГАИ журналистам.

Норма о спешивании касается и пользователей СПМ.

Баннер для Борисова размещение

Тонировка стекол
Новая редакция ПДД касается и автомобилей. С 1 сентября разрешается тонировка задней полусферы машины. ГАИ заверяет, что норма по светопропускаемости в данном случае не установлена.
Передняя тонировка останется под запретом. Нарушения будут жестко наказываться.

"Вплоть до того, что машина будет помещаться на штрафстоянку", – пообещал начальник ГАИ Виктор Ротченков.

Автомобиль будет находиться на там до окончания административного процесса.

Зимние шины
Теперь использовать шины с маркировкой "All Seasons" (всесезонные) зимой будет запрещено. Эта норма соответствует техрегламенту Таможенного союза.

"Пожалуйста, все автолюбители могут использовать эти шины с весны до осени. А уже в зимний период – только зимние шины, которые соответствующим образом обозначены", – сказал по этому поводу Ротченков.

Мотоблоки
Есть в новых правилах и норма, которая будет интересна работникам ЖКХ и сельским жителям.

С 1 сентября разрешат движение на мотоблоке с прицепом в светлое время суток по обочине дороги. Это касается только тех дорог, где максимальная разрешенная скорость – 90 км/ч. Если там нет обочины, можно ехать не далее 1 м от края проезжей части.

Подписывайтесь на наш телеграмм-канал «Обо всём в Борисове» 

доброномновости
sputnik.by


Оцените новость:
(0 голосов)

Оставить комментарий