Читайте в блогах

Что делать, если ребёнка затравили в школе

Вторник, 24 октября 2023 11:04

Буллинг – социальное явление, и он существовал во все времена. Достаточно вспомнить советский фильм "Чучело", где шестиклассница Лена Бессольцева пришла учиться в новую школу и столкнулась с подлостью и жестокостью со стороны одноклассников.

Буллинг может произойти в любой школе и с любым ребенком.

Иногда дети вынуждены менять школу из-за переезда родителей. В таких случаях адаптация к новому коллективу не всегда проходит гладко. А бывает, что и вовсе ребенка не принимают, и он чувствует себя изгоем. Подобная история произошла в одной из школ Борисова.

"В прошлом году перед началом учебного года я вместе с дочерью переехала жить в другой микрорайон города. Из-за этого решила перевести Дашу учиться в другую школу, чтобы ей было поближе к дому. Учреждение новое, хороший состав учителей, и я думала, что это будет идеальным вариантом", – рассказала мама шестиклассницы Арина.

Даша быстро нашла себе подругу в классе, и девочки хорошо общались. Но это продлилось недолго: вскоре между ними что-то произошло, и они сильно поругались. Женщина считает, что конфликт между одноклассниками мог произойти на фоне зависти.

"Я воспитываю дочь одна, без мужа. Несмотря на это, стараюсь покупать ей самые хорошие вещи, чтобы она не чувствовала себя обделенной. Конечно, не всем детям это нравится. Одноклассница начала обзывать Дашу страшилкой. А как-то вообще заявила, что она живет в двухкомнатной квартире, как бомжиха", – рассказала о конфликте подростков Арина.

Постепенно одноклассница настроила весь класс против Даши. Дети перестали разговаривать с ней, не брали девочку в свою компанию и всячески игнорировали. Все переживания негативно сказались на здоровье, она начала жаловаться на боли в сердце и девочку положили в больницу. Оказалось, что у нее начались панические атаки.

Смерть отца и реакция одноклассников

После выписки Дашу ждало еще одно испытание – у девочки погиб отец. Арина поговорила с дочерью об этом, постаралась ее успокоить, объяснив, что в жизни так бывает. В школе вместо поддержки девочка снова столкнулась с жесткими издевательствами и насмешками. Одноклассники называли ее беспапной и говорили, что теперь за нее никто не заступится.

"Я убеждена, что дети – это проекция их родителей. Есть нормальные мамы, которые правильно воспитывают своих детей. И у них почему-то нет в мыслях подойти и сказать, что ты бомжиха или страшная. А есть, видимо, невротики – не знаю, как их правильно назвать, которых тоже воспитывали непонятно как. Для детей таких родителей считается абсолютно нормальным называть "беспапной" ребенка, который только потерял отца", – поделилась Арина.

После двойного стресса девочка еще сильнее замкнулась и начала придумывать разные отговорки, лишь бы не идти на уроки: то у нее болел живот, то голова. Мать Даши пыталась решить конфликт и ради этого встретилась с отцом девочки, которая "троллила" дочь. Но после разговора поведение одноклассницы не изменилось.

В школе учителя пытались разобраться в ситуации, но дети отрицали то, что они издеваются над одноклассницей. В итоге Арина, чувствуя, что у нее больше нет сил на борьбу, и опасаясь за психическое здоровье дочери, решила перевести ее в другую школу.

А что школа?

В ситуации с буллингом родители чаще всего винят учителей в том, что они не смогли предотвратить травлю. Однако у педагогов на этот счет есть свое мнение.

"Сегодня учителя работают по полной загрузке, многие – на две ставки. Поэтому рассмотреть и увидеть на уроке вовремя в этом калейдоскопе каждого ребенка и его проблему очень сложно. Особенно, если твой предмет у детей 1-2 раза в неделю. Можно только вмешаться, когда это выплыло на поверхность", – поделилась учитель-предметник с многолетним стажем.

По словам педагога, докопаться до сути конфликта можно, если только в него углубиться. И то, продолжила учитель, слушая обе стороны, часто приходишь к выводу, что в конфликте виноваты все. Она также отметила, что далеко не каждый ученик и родитель готовы идти на контакт.

"Я 1,5 месяца работаю в новом учреждении и в новом классе. Знакомлюсь с учениками, обхожу семьи в свое свободное время, подстраиваясь под занятость родителей. И вместе с тем, есть семьи, которые, ссылаясь на плотный рабочий график, ремонт и так далее категорически меня не допускают к себе домой, не ходят на родительские собрания. Взрослые не пытаются рассказать о проблемах и, возможно, не хотят услышать подмеченное уже мною. А потом, если что-то случится, будет виноват классный руководитель и школа", – заключила педагог.

Как родителям понять, что их ребенок столкнулся с травлей в школе? С этим вопросом обратились за комментарием к психологу Ольге Цветковой.
"В большинстве своем, родители обвиняют педагогов в том, что учителя не заметили и не предотвратили травлю. Но чаще всего травля происходит не на уроке, и ребенок, которого травят, изо всех сил старается не подать вида, что ему плохо. И если учителю сама жертва или кто-то из сочувствующих не сообщит о происходящем насилии, то очень сложно заметить, что что-то не так", – рассказала Ольга Цветкова.

Учителя считают, что некоторые дети просто не в силах освоить программу целиком: к примеру, ребенок великолепно знает искусство или биологию, но никогда не усвоит физику и математику; в результате чувствует себя безуспешным, комплексует.

По мнению психолога, только дома, в своей привычной, безопасной среде ребенок может быть собой и проявить весь спектр испытываемых эмоций. На это и следует обращать внимание родителям.

"Если у родителей появились подозрения о происходящем буллинге в классе, нужно сразу информировать классного руководителя, психолога, социального педагога. В учреждении образования существует четкий алгоритм по работе с насилием в детской среде. И предположить, что педагоги бездействуют – заведомо ошибаться. В каждом случае своя история и огромная работа за закрытыми дверями, ведь педагоги не имеют права выносить личную информацию об учащихся на всеобщее обозрение", – подчеркнула психолог.

Она также отметила, что часто взрослые своим поведением неосознанно способствуют формированию жестокости у детей. И причины кроются в том, что они сами испытывают проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром: неустроенность в личной жизни, нежелание и неспособность участвовать в жизни своих детей.

"Причин буллинга много и все они об одном: о нездоровье, о проблемах в личностной сфере агрессора. Кто-то ищет более слабого, чтобы продолжить цепочку насилия – над ним кто-то более сильный уже его совершил. Кто-то очень нетерпимо относится к слабостям и особенностям другого человека, ведь ему, условно мама, каждый день говорит: "Ну, что ты за слабак?", "Как можно быть таким неряхой?" Взрослые не замечают, как взращивают в своих детях самое страшное – жестокость", – отметила собеседница.

По мнению психолога, семья – это тот социальный институт, с которым не может конкурировать никакой другой. Только осмысленность и осознанность взрослых в каждом слове по отношению к ребенку может помочь ему стать более внимательным и гуманным по отношению к другим.

Екатерина Воробьева
Полностью статья на Sputnik 


Оцените новость:
(0 голосов)

Оставить комментарий