Последние новости
-
Зараженная бешенством летучая мышь объявилась в Минске
-
МВД Беларуси показало новую форму сотрудников ДПС
-
В разгаре приемная кампания для получения среднего специального образования
-
Где в Борисове можно легально купаться
-
Борисовская санстанция запретила блины
-
Борисовчанин познакомился с девушкой и пригласил на свидание. Напрасно он это сделал.
-
Свалка из арбузов в лесу Борисова
-
Мошенники добрались до БЕЛАЗа
-
С нового учебного года белорусские школьники будут пользоваться обновленными дневниками. Другие нельзя.
-
Сеть магазинов «Остров чистоты и вкуса» будет ликвидирована
Читайте в блогах
-
Ипотечное кредитование - что это?
Нужно ли бояться долгосрочных кредитов на покупку недвижимости На первый взгляд…
-
Задаток - что это?
Часто, принимая ответственные решения о покупке недвижимости или автотранспортных средств, либо…
-
Все мы хотим близости и отношений, но что, мы вкладываем в эти понятия? Мысли психолога
Почему зачастую мы не удовлетворены теми отношениями, которые имеем или ненаходим…
Мастер пасмурного пейзажа
Валерию Шкарубо, художнику из Борисова, исполнилось 60 лет
Парижский зал Кардена, лейпцигский Бундесбанк, залы Европарламента в Брюсселе, штаб-квартиры ООН в США и Музей искусств в Пекине… Самые статусные и знаменитые выставочные площадки мира открывали для себя очарование белорусского пейзажа благодаря Валерию Шкарубо. Специфичные своей неяркостью и сдержанностью картины художника — не только наша национальная современная классика, но уже много лет как визитная карточка страны. Его работы не только выставляют, но и покупают.
Более полувека в искусстве и более тысячи полотен в творческой мастерской. Валерию Шкарубо — 60, и свою идеальную картину он еще не написал.
Живой пейзаж
На его первых в жизни этюдах — гигантские сосны на окраине Борисова. Семья Шкарубо жила почти в лесу, поэтому вся красота сменяющих друг друга пор года не могла пройти незамеченной. Живой пейзаж, воплощенный в картинке, стал вдохновением и самым желанным хобби для отца и сына: пятилетний Валерий выходил на прогулки с листом бумаги и карандашом, папа Федор — с фотоаппаратом.
«Мой отец был далек от искусства в классическом понимании этого слова. Он был часовых дел мастер: чинил часовые механизмы, но не простые, а только редкие, уникальные, очень любил старину. Фотография в те годы (а это 1960—1970-е) не была распространена так, как сегодня. Но у папы был хороший фотоаппарат, и, бывало, мы с ним становились на лыжи и шли зимой в лес. Или летом-осенью — по грибы, — рассказывает Валерий Шкарубо. — Я с малолетства буквально «заболел» пейзажем. Бывало, друзья-мальчишки бегают во дворе, гоняют в футбол, а мне нравилось уединение. Я не мог жить без леса, любил гулять один, наблюдать, запечатлевать в памяти и делать зарисовки. Мне никогда не было скучно с самим собой. Как оказалось позже, для художника пристрастие к одиночеству — одна из главных и нужных профессиональных черт».
Сейчас в Минске у него просторная мастерская в знаменитом «арт-столбике» по улице Сурганова. И во всем этом большом пространстве Шкарубо может «зависать» сутками. И так, чтобы никого не было рядом. Только он и мольберт с холстом.
Свой уголок в мастерской
«Невероятно трудолюбивый человек. И немножко скрытный. Когда работает, не любит чьего-либо присутствия. Безоглядно впадает в творчество. Думаю, в этом и есть секрет его, я бы сказала, магических, поглощающих в себя работ. Это некое колдовство. Ведь когда смотришь на эти картины, кажется, они погружают в себя, и ты будто медитируешь, — говорит дочь художника, живописец Ольга Шкарубо. — В детстве я вместе с папой рисовала, но сказать, чтобы мечтала повторить его профессию и стать художником, — нет, такого долгое время не было. Ближе к окончанию школы, уже стоя на пути выбора, снова увлеклась живописью. Сегодня я папина коллега. Закончила Академию искусств, вступила в Союз художников, работаю, выставляюсь. Отец нашел для меня уголок в своей мастерской. Теперь здесь и мои мольберты, палитра с красками».
Ольга Шкарубо повторила отца в профессии, но оказалась совершенно иной в творчестве. Пишет натюрморты, пейзажи, и они у нее получаются колористически насыщенными, солнечными, яркими. У Шкарубы-отца — исключительно пейзаж, и он узнаваем своей неброскостью, приглушенной, всегда с обилием серого цветовой гаммой. На картинах этого художника почти не бывает солнца. Всегда пасмурно.
Тысячи обликов природы
«Я пишу природу своей родины. А у нас, как шутят синоптики, только 20 с лишним солнечных дней в году. Наши пейзажи сами по себе скромные, сдержанные, без экзотических красок. Наша природа не каждого впускает к себе, не каждому раскрывает свою красоту. Она для ценителей, для лириков. Ее нельзя просто изображать, ее нужно уметь прочувствовать. У меня более тысячи пейзажей, и все разные. Знаю, будут еще. И я не повторюсь, потому что у нашей красоты — тысячи обликов, — делится Валерий Шкарубо. — Мы, белорусы, и сами похожи на свою природу: задумчивые, спокойные, неброские».
Свою неповторимую манеру письма Шкарубо обрел не сразу. «Университеты» художника — две изостудии в Борисове, Минск и Академия искусств. Студентом увлекался абстрактным искусством. Пробовал себя в традиционной классической форме подачи пейзажа. Вместе со зрелостью приходило и понимание своей индивидуальности. Сегодня пейзаж Шкарубо — его бренд. Стиль, который не спутаешь ни с каким другим и не найдешь в энциклопедиях по изобразительному искусству. Ему невозможно подражать. Неповторимые средства выражения, манера.
Достижения Валерия Шкарубо отмечены званиями: лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств. И главное — понятый зрителем и счастливый в своей профессии художник.